Мне не нужно правды, мне нужно чудо, у меня от правды болят глаза
Урсула К. Ле Гуин

Saeva indignatio


Во время второй волны феминизма, в дни роста самосознания мы многого добились при помощи гнева, гнева женщин. Мы прославляли его и культивировали как добродетель. Мы научились похваляться своим негодованием, кичиться яростью, играть в фурий.
Мы действовали правильно. Мы говорили женщинам, уверенным, что им следует терпеливо сносить надругательства, травмы и жестокость, что они имеют полное право негодовать. Мы заставляли людей видеть и ощущать несправедливость и систематическое дурное обращение, которым подвергались женщины, почти повсеместное неуважение их общечеловеческих прав; мы заставляли людей возмущаться и переставать соглашаться на это как в отношении себя, так и в отношении окружающих. Яростное негодование – адекватная реакция на несправедливость. Негодование вырастает из насилия, а насилие – из гнева. Для гнева бывает подходящее время, и то время было таким.
Злость – полезный и, возможно, незаменимый инструмент для мотивирования сопротивления несправедливости. Но я считаю, что гнев — это оружие, инструмент, пригодный только для битвы и самозащиты.
Те, для кого мужское господство важно или необходимо, боятся женского сопротивления и вследствие этого и женского гнева: они распознают его как оружие. Их ответный удар последовал немедленно и был предсказуем. читать дальше